Март - Какими правами обладает проверяемое учреждение образования?

Журнал «Директор школы, гимназии, лицея» №3 (63) март 2017

Автор: Анна СИДОРЕНКО, ведущий юрисконсульт отдела практики трудового и миграционного права ИООО «Рёдль и партнеры»

Во время проведения проверок в учреждении образования директору, его заместителям, иным ответственным лицам важно знать свои права и обязанности, а также границы дозволенного при взаимодействии с проверяющими инстанциями. Знание законодательства поможет избежать негативных последствий от проведенных проверок, а также эффективно обжаловать действия (бездействие) и решения проверяющих.

Проверки в организациях проводятся на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»1 (далее — Указ № 510).

Включение организации в координационный план

Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь формируются органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — КГК) на полугодие и размещаются на официальном сайте КГК либо его органов в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 15 декабря на I полугодие следующего года; не позднее 15 июня на II полугодие текущего года.

Директору на заметку

Плановые проверки одной организации в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одной и той же организации в течение календарного года не допускается2.

В частности, за исключением случаев, предусмотренных в п. 5 Указа № 510, запрещается проведение проверок в течение двух лет со дня:

  • государственной регистрации — организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);
  • присвоения учетного номера плательщика — обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации).

Получение уведомления о проведении плановой проверки

О назначении плановой проверки учреждение должно быть письменно уведомлено не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения4.

Данное уведомление, направленное по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении трех дней со дня его направления.

Это важно

Организациям предоставлено право инициировать перенос срока проведения плановой проверки. Так, не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления о проведении проверки учреждение имеет право подать заявление с указанием причин, препятствующих проведению плановой проверки. На основании данного заявления контролирующим (надзорным) органом может быть принято решение о переносе срока проведения плановой проверки. Решение о переносе (об отказе в переносе) данного срока принимается контролирующим (надзорным) органом не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления. По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только один раз5.

Необходимо отметить, что если за проверяемый период вопросы, указанные в уведомлении, уже были проверены иным контролирующим (надзорным) органом и по ним составлен акт (справка) проверки, то проверяемый субъект обязан до начала проведения плановой проверки письменно проинформировать об этом контролирующий (надзорный) орган и направить ему копию акта (справки) проверки. В таком случае вопросы, проверенные в ходе предыдущей проверки, за проверенный период по общему правилу не проверяются.

Начало проверки

Перед началом проведения проверки проверяющий (руководитель проверки) обязан предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления).

При непредставлении (отсутствии) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки6.

Невнесение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (при представлении данной книги), а также нарушение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа установленного порядка назначения проверки (в т.ч. ее необоснованное назначение) являются основаниями для признания проверки незаконной7.

Решение о признании проверки незаконной принимается вышестоящим контролирующим (надзорным) органом, в т.ч. по заявлению (жалобе) проверяемого субъекта.

Признание проверки незаконной влечет недействительность ее результатов, а если проверка не завершена — ее прекращение, за исключением случаев установления в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступления.

Обратите внимание

Заявление (жалоба) о признании проверки незаконной может быть подано проверяемым субъектом в течение 10 дней со дня начала проверки и рассматривается контролирующим (надзорным) органом в срок не позднее 10 дней со дня его получения. Пропуск данного срока является основанием для отказа в его рассмотрении8.

Копия решения по заявлению (жалобе) в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту, а также в органы КГК или прокуратуру при принятии решения о признании проверки незаконной.

Подача заявления (жалобы) о признании проверки незаконной или обжалование действий (бездействия) должностных лиц, указанных в ч. 1 п. 22 Указа № 510, в суд не приостанавливает проведения проверки.

Ход плановой проверки

Проверка организации проводится за период, не превышающий трех календарных лет, а также за истекший период текущего календарного года.

Однако данный период, за который проводится проверка, не ограничивается в случаях, предусмотренных ч. 2 п. 13 Указа № 510 (например, в случае обращения физического лица при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; проведения проверки по вопросам соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда и др.).

Необходимо отметить, что вопросы, проверка которых осуществляется контролирующим (надзорным) органом, должны соответствовать компетенции этого органа.

Проверяемые субъекты, их представители вправе, в частности:

  • отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение;
  • не выполнять требования проверяющего, если его требования не относятся к вопросам, подлежащим проверке;
  • присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • просить о назначении эксперта, специалиста из числа указанных им лиц;
  • указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами;
  • получить копию предписания на проведение проверки, акт (справку) проверки, а также промежуточный акт — в случае его составления;
  • обжаловать в соответствии с главой 9 Положения № 510 решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих и др.9.

Соответственно, ограничение в данных правах или их несоблюдение проверяющими будет считаться нарушением, каждое из которых может быть обжаловано проверяемым учрежде­нием.

Срок проведения плановой проверки не может превышать 30 рабочих дней. Данный срок в каждом конкретном случае определяется в зависимости от количества вопросов, подлежащих проверке, периода, подлежащего проверке, а также количества работников и иных факторов.

Срок проведения внеплановой тематической оперативной проверки в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения не должен превышать 3 рабочих дней.

Срок проведения контрольной проверки не должен превышать 5 рабочих дней.

Срок проведения дополнительной проверки не может превышать 10 рабочих дней10.

Справочно

Не допускается взимание контролирующими (надзорными) органами платы с проверяемых субъектов за осуществление проверок, за исключением возмещения (оплаты) в случаях и порядке, определенных Советом Министров Республики Беларусь, затрат, связанных с проведением исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, отбором проб и образцов (п. 16 Указа № 510).

Результаты плановой проверки

По результатам проверок в случае отсутствия нарушений актов законодательства проверяющим лицом составляется справка проверки, а если же в ходе проверки установлено, что имеют место нарушения актов законодательства, составляется акт проверки с указанием нарушений.

По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания.

Необходимо отметить, что в акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта.

Также не допускаются неоговоренные исправления. В случаях, когда в акте (справке) проверки обнаруживаются ошибки (описки), неполное выяснение обстоятельств либо по результатам дополнительных и (или) встречных проверок необходимо внести изменения и (или) дополнения в акт (справку) проверки, в такой акт (справку) вносятся изменения и (или) дополнения.

Директору на заметку

Не следует поспешно подписывать акт проверки! Следует сначала внимательно ознакомиться с ним и при наличии возражений по акту проверки проверяемый субъект или его представитель:

1) делает об этом запись в акте проверки перед своей подписью;

2) не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта представляет в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий (надзорный) орган11.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителем проверки) и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение.

При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемого субъекта. Такая проверка проводится тем контролирующим (надзорным) органом, который первоначально проводил проверку.

Должностным лицом контролирующего (надзорного) органа при наличии оснований выносится:

1) решение по акту проверки;

2) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки.

Данные документы принимаются на основании акта проверки в течение 30 рабочих дней со дня:

  • его вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю;
  • в случае подачи возражений — со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям.

По решению руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней. В указанные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах.

В случае установления длящихся нарушений, требующих устранения, выдается обязательное для исполнения, в соответствии с Указом № 510, требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки.

Данное требование (предписание) об устранении нарушений является обязательным для исполнения проверяемым субъектом. О выполнении каждого пункта требования (предписания) об устранении нарушений проверяемый субъект в сроки, установленные в этом требовании (предписании), письменно сообщает контролирующему (надзорному) органу, проводившему проверку.

Справочно

При наличии объективных обстоятельств, не позволивших устранить нарушения, указанные в требовании (предписании) об устранении нарушений, в установленные в нем сроки, по заявлению организации, поданному не позднее трех рабочих дней до дня истечения указанных сроков с указанием причин, препятствующих устранению нарушений в установленные сроки, должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки, может быть принято решение о переносе сроков устранения нарушений. Решение о переносе сроков или об отказе в этом принимается контролирующим (надзорным) органом не позднее двух рабочих дней со дня поступления заявления. По инициативе проверяемого субъекта сроки устранения нарушений могут быть перенесены только один раз12.

Обжалование

Организация имеет право обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих, если она полагает, что такие решения, требования (предписания) или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением норм, установленных Положением № 510 или иным актом законодательства, либо нарушают ее права.

Справочно

Подача жалобы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд.

Жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана в экономический суд в течение года со дня их вынесения.

Жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, в течение 30 календарных дней со дня их вынесения (совершения).

Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению проверяемого субъекта может быть восстановлен соответственно вышестоящим контролирующим (надзорным) органом или вышестоящим должностным лицом, которому проверяющие непосредственно подчинены13.

По итогам рассмотрения жалобы на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, вышестоящее должностное лицо вправе:

1) оставить решение, требование (предписание) без изменения, а жалобу — без удовлетворения;

2) отменить решение, требование (предписание) полностью или частично;

3) отменить решение, требование (предписание) и назначить дополнительную проверку;

4) внести изменения в решение, требование (предписание)14.  

1              С последующими изменениями и дополнениями.

2              См.: ч. 1 п. 8 Указа № 510.

3              Критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок содержатся в Указе № 510 (примеч. ред.).

4              См.: п. 22 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее — Положение № 510).

5              См.: п. 31 Положения № 510.

6              См.: п. 14 Указа № 510, п. 33 Положения № 510.

7              См.: ч. 1 п. 22 Указа № 510.

8              См.: ч. 3 п. 22 Указа № 510.

9              См.: п. 78 Положения № 510.

10           См.: п. 26 Положения № 510.

11           См.: ч. 1 п. 71 Положения № 510.

12           См.: п. 74-1 Положения № 510.

13           См.: п. 79 Положения № 510.

14           См.: п. 81 Положения № 510.