Август - От группы к команде: как руководителю повысить эффективность работы трудового коллектива?

Журнал "Руководитель. Здравоохранение" №8 (68) август 2018

Автор: Светлана ВЫСОЦКАЯ, психолог, HR-менеджер

Эффективность групповой деятельности в клинике, санатории — важная составляющая общеорганизационной эффективности. Ос­новная задача руководителя организации заключается в создании работоспособного коллектива. Для реализации этой управленческой задачи руководителю следует знать особенности таких объединений, как «группа», «коллектив», «команда».

Собраться вместе — это начало,

оставаться вместе — это прогресс,

работать вместе — это успех.

Генри Форд

Потребители медицинских услуг имеют обыкновение отождествлять непосредственных «исполнителей» — медицинских работников — с самой организацией. Именно поэтому персонал клиники, санатория является стратегически важным ресурсом, обеспечивающим успешное функционирование, конкурентное процветание и позитивный имидж организации. Но как руководителю сделать так, чтобы сотрудники работали на общий результат, и тем самым добиться повышения эффективности деятельности организации? Для этого необходимо создать работоспособный и высокорезультативный коллектив. То есть обеспечить: полное раскрытие трудового потенциала, реализацию профессиональных качеств и достижение высоких результатов каждого сотрудника; единство взглядов и действий сотрудников;

сплоченность и приверженность организации; нацеленность на достижение личных и организационных целей, улучшение взаимодействия между ними.

Для реализации этой управленческой задачи руководителю следует знать особенности таких объединений, как «группа», «коллектив», «команда», уметь руководить ими, мотивировать и нацеливать их на высокий результат.

Далее рассмотрим особенности, различия и взаимосвязь указанных объединений.

Группа, коллектив, команда

Группа. Это совокупность людей, объединенных единой целью, но необязательно общей. Их роднит одно — общее дело, однако заинтересованность в результате, цели и ценности могут быть разными.

Организовывая производственную и управленческую деятельность, руководство создает внутри организации группы. Например, осуществляет разделение труда по горизонтали, создавая подразделения (отделы, лаборатории, отделения), и по вертикали, создавая аппарат управления и выделяя его различные уровни руководства (первичные, средние и высшие). Эти группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса, называются формальными группами. Их первейшей функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение определенных целей.

Члены формальной группы:

- считают, что их объединили вместе только для удобства управления. Каждый работает независимо от других, иногда даже вразрез с остальными. Например, людей приняли на работу, разместили в одном кабинете, поэтому они выполняют свои обязанности, ведь у них нет выбора;

- как правило, сосредоточены только на себе и своих проблемах, т. к. практически не вовлечены в планирование работы группы. Они относятся к общему делу, как обычные наемные рабочие;

- с подозрением относятся к мотивам коллег, т. к. не понимают роли остальных.

Членам группы указывают, что делать, при этом не спрашивают их мнения о том, как лучше всего подойти к решению задачи.

Как только создаются формальные группы, появляется социальная среда, где люди начинают общаться и взаимодействовать не только по поводу работы. В результате рождаются дружественные неформальные группы.

Коллектив. Это группа людей, связанных устойчивой, совместной и общественно полезной деятельностью, которая предполагает наличие единых целей, организации и управления, обладающая особой групповой сплоченностью.

Члены коллектива связаны общими интересами и личными отношениями, однако общей цели у них может и не быть — каждый работает над своей задачей.

Команда. Группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения общих результатов, использующих особую форму организации совместной деятельности, которая основана на продуманном позиционировании участников, имеющих согласованное видение ситуации и стратегических целей команды и владеющих отработанными процедурами взаимодействия. Это группа, достигшая высокого уровня развития и продуктивности, в которой сочетаются преимущества формальных и неформальных групп при отсутствии их недостатков.

Команде присущи следующие черты:

Отличие команды от группы

Главное, что отличает команду от группы, — это командная эффективность и натренированное взаимодей­ствие между командными игроками. Обычно основанием для эффективности и тренировок служит общая цель и общие же убеждения и ценности. В команде, как правило, есть ролевое разделение, но особое место занимает грамотное использование взаимодополняющих умений.

Каждая команда есть группа, но не каждая группа — команда.

Отличие команды от коллектива

Заключение

Управление персоналом — это управление людьми: личностями, группами, коллективами, командами.

Усовершенствованная модель трудового коллектива — команда, способная оперативно, наиболее эффективно, качественно достигать целей, поставленных перед коллективом. Именно командная работа играет ведущую роль в достижении ощутимых организационных результатов, способствует поддержанию конкурентных преимуществ клиники, санатория.

Построив надежную, саморазвивающуюся команду, вы избавите себя от необходимости контролировать каждую мелочь вручную, а ваш персонал — от унизительного ощущения гиперконтроля. Вы навсегда избавитесь от хронических конфликтов между начальником и подчиненным и заметите, что стрессовая обстановка не синонимична высокому коммерческому результату.

Подписаться на журнал