Декабрь - Как видеть в проблемах возможности и вдохновлять этим подчиненных?

Журнал "Руководитель. Здравоохранение" №12 (72) декабрь 2018

Автор: Светлана ВЫСОЦКАЯ, психолог, HR-менеджер

В одной и той же жизненной ситуации можно увидеть проблему, а можно возможность. По-другому воспринимать некоторые вещи нам нередко мешают определенные сложившиеся стереотипы. Изменить наше восприятие и восприятие окружающих поможет специальный прием — рефрейминг.

Рефрейминг можно перевести как «переобрамление» — «перемена рамки у картины» или же «перемена картины в рамке». Еще его называют переформированием.

Основное преимущество рефрейминга в том, что он позволяет отойти от обычного восприятия проблемы и показать другую сторону того же события, т. е. преобразовать заявленный недостаток в ценность. Девиз рефрейминга: «Сделайте из недостатка достоинство!»

Что дает рефрейминг руководителю организации здравоохранения? Прежде всего, это такое преобразование негативной информации, которое ведет к продуктивному общению, мотивирует и уводит от конфликтных ситуаций.

Способы осуществления рефрейминга. Практически рефрейминг может осуществляться несколькими способами:

1. Перевод негатива в позитив. Например: «Сейчас мы внедряем новые технологии, и это требует много времени» → «Мы сейчас обеспечиваем себе большой временной выигрыш на будущее».

2. Отметив негатив, мы показываем выгоду, используя союз «зато». Например: «Совершил ошибку, зато теперь точно знаешь, чего не стоит делать в будущем».

3. Постановка в выгодный и правильный в данной ситуации ряд сравнения. Например: «Действительно, много работы, но у Васи работы еще больше»; «Да, тратишь много времени на это задание, но вспомни: два месяца назад времени уходило в полтора раза больше, чем сейчас».

Виды рефрейминга. Как показывает практика, в управлении в основном применяются два вида рефрейминга:

1. Рефрейминг смысла, когда мы напрямую меняем значение события (меняется картина, а рамка остается той же). Например: «Неудача — прекрасный шанс научиться чему-то, чего вы раньше не замечали».

2. Рефрейминг контекста, когда мы помещаем событие в контекст, в котором его значение меняется (меняется рамка, но не картина). Например: — В желчном пузыре у вас камни, в моче песок, в легких известь… — Доктор, скажите, где у меня глина, и я начну строиться!

Материалом, на который способен повлиять рефрейминг, может стать действие, ситуация, эмоция, личностное качество, черта характера.

 

Алгоритм применения рефрейминга для решения проблем

1. Сформулируйте проблему. Проблема должна быть реальной и сформулированной от лица руководителя. Лучше использовать вариант: «Я, как руководитель, вижу проблему в…» или «На данный момент у меня, как у руководителя, сложная ситуация…».

2. Проанализируйте проблему. Существует метод анализа рабочих проблем через постановку шести вопросов: «что?», «почему?», «когда?», «где?», «как?», «кто?». Каждый вопрос задается с целью поиска источника проблемы. Этот прием часто используют психологи: достаточно найти причину, и проблема становится решаемой.

Допустим, мы анализируем увеличение жалоб на медицинских работников организации здравоохранения. Следовательно, нужно правильно сформулировать вопросы, ответить на них и получить основную причину проблемы. Вопросы:

Что будет, если на эту проблему не реагировать?

Почему пишут жалобы?

Когда обычно возникают претензии?

Где находится основной источник проблем?

Как это случается?

Кто влияет на появление жалоб?

3. Преобразуйте проблему в задачу. Вместо того чтобы собрать подчиненных и сказать им «У нас проблема! Очень много жалоб. Нужно немедленно начать решать этот вопрос! Или мне придется применить меры, возможно, вплоть до увольнения», сообщите: «Коллеги, у нас есть новая задача! Нам нужно увеличить количество положительных отзывов. Выскажите, пожалуйста, каждый свое мнение относительно сложившейся ситуации. Предложите свое решение».

Из этого примера видно, что изменение смысла текста вроде бы незначительное, однако быть причастным к решению задачи сотрудникам гораздо приятнее, чем к решению проблемы, кроме того, руководитель попросил, а не приказал.

4. Направляйте и оценивайте. Работники относятся к своим обязанностям так, как к работникам относится руководитель организации. Если они уважают руководителя, знают, что им окажут помощь, направят, подскажут в трудной ситуации, уверены в том, что их труд ценят и поощряют, то тогда можно говорить об успешном разрешении профессиональных проблем.

 

Заключение

Рефрейминг — это прием, позволяющий руководителю представить сотрудникам сложную задачу или болезненное изменение в организации с позитивной стороны; это смена угла зрения, способ выйти за рамки привычных и узких взглядов, инструмент для отыскания новых возможностей; это своеобразный принцип, что в любой ситуации есть позитивный ресурс, только его нужно увидеть и постараться использовать; он позволяет иначе интерпретировать те или иные проблемы и находить новые решения.

Вначале рефрейминг делается в «голове» руководителя, а затем в «головах» сотрудников. До тех пор, пока вы не увидели для себя позитивных моментов в ситуации, не спешите ее проговаривать с подчиненными.

Подписаться на журнал