Август - Правильно ли мы платим за лифт: мнение специалиста

Журнал «Руководитель ЖКХ» №8 (20) август 2018

Автор: Тамара КУХАРЧИК, заместитель генерального директора по общим вопросам и экономике ОАО «Лифтсервис»

С 1 января 2016 г. плата за техническое обслуживание лифта рассчитывается исходя из количества граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении, а также имеющих право владения и пользования жилым помещением коммерческого использования, частного жилищного фонда по договорам найма. Данная норма породила немало споров, а также создала большое количество проблем организациям, обслуживающим лифтовое хозяйство. Рассмотрим нюансы начисления платы за техобслуживание лифтов более подробно.

Согласно Правилам по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации лифтов и строительных грузопассажирских подъемников, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 01.03.2011 № 18, лифт — это устройство, предназначенное для перемещения людей и (или) грузов с одного уровня на другой в кабине, движущейся по жестким направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15 градусов.

Правила устанавливают требования к проектированию (конструированию), изготовлению, монтажу, наладке и техническому обслуживанию лифтов.

В свою очередь п. 55 ст. 1 ЖК определяет техническое обслуживание как жилищно-коммунальную ус-лугу по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов путем устранения их незначительных неисправностей, обеспечению установленных параметров и режимов работы, наладке и регулированию инженерных систем, поддержанию и восстановлению надлежащего санитарного и технического состояния жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений), придомовой территории, подготовке к условиям весенне-летнего и осенне-зимнего периодов года.

Справочно:

инженерные системы в соответствии с п. 24 ст. 1 ЖК включают в себя системы отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализации), газо-, электроснабжения, вентиляции, мусоропроводы, лифты и иные системы жилого дома, обеспечивающие установленные для проживания санитарные и технические требования.

На основании п. 3 ст. 31 ЖК плата за техническое обслуживание в многоквартирном жилом доме ежемесячно вносится собственником жилого и (или) нежилого помещений, нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда, арендатором жилого помещения, членом организации застройщиков, дольщиком, заключившим договор, предусматривающий передачу ему во владение и пользование объекта долевого строительства, соразмерно общей площади принадлежащих им и (или) занимаемых ими жилых помещений по тарифам, устанавливаемым в соответствии с законодательными актами.

До 01.01.2016 население оплачивало жилищную услугу «пользование лифтом», которая включала в себя техническое обслуживание лифта, текущий ремонт лифта и электрическую энергию, используемую на работу лифта.

Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» (далее — Указ № 535) услуга была разделена на техническое обслуживание лифта и расходы на электроэнергию, потребляемую на работу лифтов, возмещаемые ежемесячно потребителями.

Источниками финансирования текущего ремонта жилищного фонда в соответствии с законодательством являются средства местных бюджетов и средства потребителей, а также иные источники финансирования, не запрещенные законодательством (п. 14 Инструкции о порядке планирования, проведения и финансирования текущего ремонта жилищного фонда, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30.03.2016 № 5, далее — постановление № 5).

Справочно:

в перечень видов работ по текущему ремонту жилищного фонда включены в том числе работы по ликвидации отказов лифтов и систем диспетчерского контроля за их работой (ремонт, замена отдельных элементов, узлов, механизмов и оборудования) (п. 1.7 Перечня видов работ по текущему ремонту жилищного фонда, источниками финансирования которых являются средства местных бюджетов, а также иные источники финансирования, не запрещенные законодательством, утвержденного постановлением № 5).

Исходная редакция Указа № 535 предусматривала оплату технического обслуживания лифта в соответствии с нормами ЖК — соразмерно общей площади принадлежащих потребителям и (или) занимаемых ими жилых помещений и (или) нежилых помещений, а оплату расходов на электроэнергию, потребляемую на работу лифтов, — исходя из количества граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении.

Однако отсутствие достаточного уровня «коммунальной грамотности» потребителей услуг вызвало волну негодований, вследствие чего норма Указа № 535 была пересмотрена. И до настоящего времени плата по услуге «техническое обслуживание лифта» взимается с одного проживающего. При этом с детей до 7 лет плата не взимается, что влечет за собой дополнительные ежемесячные расходы по учету миграции населения.

В то же время аналитические данные показывают, что окупаемость одинаковых затрат (в случае проведения идентичных регламентных работ по техническому обслуживанию лифтов) платой населения по различным субъектам хозяйствования разная. Это обусловлено уровнем заселенности жилого дома: чем больше зарегистрированных, тем выше сборы и, следовательно, окупаемость услуги.

Министерством экономики при расчете тарифов принимается за основу двухкомнатная квартира площадью 48 кв. м с тремя проживающими, то есть 16 кв. м на одного человека. Фактически в 2017 г. на одного человека, которому производилось начисление по услуге «техническое обслуживание лифта» в рамках жилищного фонда, обслуживаемого организациями ЖКХ г. Минска, приходилось в среднем 22,85 кв. м, причем этот уровень колебался от 20,9 до 24,9 кв. м (более 19 %).

Расчеты показывают, что при утвержденном на текущий год уровне планово-расчетной цены 1,43 руб. на одного потребителя стоимость той же услуги, рассчитанная на квадратный метр общей площади, составляет 6,25 копейки. То есть в настоящее время семья в составе 3 человек, проживающая в двухкомнатной квартире площадью 48 кв. м, платит за анализируемую услугу 4,2 руб. (1,4 х 3), а та же плата в соответствии с занимаемой площадью составила бы 3 руб. (0,0625 х 48). Семья из 5 человек (трое детей), проживающая в «типовой» трехкомнатной квартире площадью 63 кв. м, платила бы 3,94 рубля против 7 рублей в настоящее время.

То есть в действующих условиях населению, у которого на одного человека в среднем приходится более 22,85 кв. м на человека, экономически выгоднее (дешевле) платить за лифт исходя из количества проживающих. Однако на сегодняшний день большая часть населения обеспечена жилплощадью в существенно меньших параметрах и, оплачивая услугу по количеству проживающих, в значительно большей степени возмещает фактические затраты по обслуживанию лифтов, финансируя в том числе и владельцев жилых помещений, которые имеют в собственности не одно жилое помещение и, прописывая одного человека, часто сдают это помещение внаем, получая дополнительные доходы.

Сложная ситуация складывается и по отдельным товариществам собственников (организациям застройщиков), где на одну квартиру в среднем приходится порядка 1,5 зарегистрированных человек в доме повышенной этажности, оборудованном двумя, а порой и тремя лифтами. Полученной платой от населения такие субъекты хозяйствования могут покрыть фактические затраты по техническому обслуживанию лифтов в лучшем случае на треть. Выход из сложившейся ситуации — переход на оплату услуги пропорционально общей площади занимаемых помещений, ведь техническое обслуживание лифта по сложности и перечню видов работ ничем не отличается от технического обслуживания иных инженерных систем жилого дома, таких как системы водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и др.

Таким образом, переход на оплату технического обслуживания лифта как инженерной системы многоквартирного жилого дома соразмерно занимаемой площади будет соответствовать нормам ЖК и социальной справедливости.

Подписаться на журнал