Сентябрь - Включение в извещение о размере платы за ЖКУ лишних сумм: кто и как будет штрафовать?

Журнал «Руководитель ЖКХ» №9 (21) сентябрь 2018

Автор: Наталья ЧЕРНУХА, начальник отдела по взысканию дебиторской задолженности филиала «Единый расчетно-справочный центр г. Минска»

С 29 октября 2018 г. за включение в извещение о размере платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением лишних сумм грозит административная ответственность в виде штрафа. Эта мера ответственности предусмотрена новой ст. 11.83 КоАП, которая внесена Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 131-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь».

 

За какие правонарушения будут привлекать к административной ответственности?

Норма ст. 11.83 КоАП предусматривает административную ответственность для должностных лиц организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги другой организации, осуществляющей начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением:

— за включение в извещение сумм платы за основные и (или) дополнительные жилищно-коммунальные услуги, превышающих стоимость таких услуг, оказанных потребителю;

Справочно:

под извещением в соответствии с примечанием к ст. 11.83 КоАП понимается извещение о размере платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением.

— включение в извещение сумм платы за дополнительные ЖКУ без заключения соответствующих договоров на их оказание с потребителями;

— включение в извещение иных платежей, включение которых в извещение не предусмотрено законодательством;

— представление должностным лицом недостоверных сведений организации, осуществляющей начисление платы за ЖКУ и платы за пользование жилым помещением, повлекшее включение в извещение необоснованных сумм оплаты, если в этих действиях нет состава преступления.

Справочно:

под потребителями в соответствии с примечанием к ст. 11.83 КоАП понимаются собственники жилого и (или) нежилого помещений, наниматели, арендаторы, лизингополучатели жилого помещения, члены организации застройщиков, дольщики, заключившие договор, предусматривающий передачу им во владение и пользование объекта долевого строительства.

 

Какая ответственность предусмотрена ст. 11.83 КоАП?

Размер штрафа за административное правонарушение, предусмотренное ст. 11.83 КоАП, составляет до двух базовых величин. Санкция данной статьи также предусматривает такой вид административного взыскания, как предупреждение.

Руководителю на заметку

В тех случаях, когда административное правонарушение, предусмотренное ст. 11.83 КоАП, совершено повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, размер штрафа составляет уже от 4 до 10 базовых величин.

 

Кто вправе привлекать к административной ответственности по ст. 11.83 КоАП?

Протоколы об административных правонарушениях по ст. 11.83 КоАП имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах.

Выносить постановления по делу об административном правонарушении по ст. 11.83 КоАП, то есть рассматривать дела об административных правонарушениях, вправе административная комиссия районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе.

 

Что говорит по поводу установления административной ответственности Конституционный Суд?

Как следует из решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 10.07.2018 № Р-1136/ 2018 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь"», установление административной ответственности за нарушение порядка включения в извещение сумм платы за жилищно-коммунальные услуги либо включение в него иных платежей (ст. 11.83 КоАП) имеет целью защиту прав потребителей ЖКУ, вред которым может быть причинен незаконным выставлением платы за жилищно-коммунальные услуги (без заключения договоров).

Такая мера направлена на обеспечение соблюдения требований в части порядка оплаты жилищно-коммунальных услуг, законности и правопорядка в данной сфере и согласуется с конституционным требованием о недопустимости понуждения к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами (ст. 58 Конституции Республики Беларусь).

Устанавливаемые пределы штрафа позволяют индивидуализировать административную ответственность, определять размер взыскания с учетом характера совершенного деяния, степени вины привлекаемого к ответственности лица, его финансового положения. Тем самым данное административное взыскание отвечает требованиям справедливости и может быть назначено в том размере, который является необходимым для защиты конституционно гарантируемых интересов.

Подписаться на журнал