Май - Возмещение расходов на оказание медицинской помощи пострадавшим от преступлений

Журнал "Руководитель. Здравоохранение" №5 (53) май 2017

Автор: Анатолий КОБЯК, заместитель прокурора Первомайского района г. Минска

В настоящее время в сфере здравоохранения актуальной проблемой является принятие государственными организациями здравоохранения своевременных мер по возмещению средств, затраченных на оказание медицинской помощи потерпевшим от преступлений, и возникающие в связи с этим трудности.

 

Причинение вреда здоровью гражданина вследствие совершенного в отношении него преступления часто влечет необходимость вызова бригады скорой медицинской помощи и его последующего лечения в учреждении здравоохранения в порядке оказания бесплатной медицинской помощи, т.е. за счет средств государственного бюджета. При этом расходы медицинского учреждения на лечение таких пациентов могут быть довольно значительными.

По действующему законодательству бремя возмещения учреждению здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи пострадавшему несет лицо, причинившее своими противоправными действиями вред здоровью гражданина.

Справочно

юридические и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, причинившие своими противоправными действиями вред здоровью граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, возмещают организациям здравоохранения, другим организациям и индивидуальным предпринимателям расходы на оказание медицинской помощи пострадавшим1.

Возмещение указанных расходов за счет лица, причинившего вред, производится в связи с тем, что эти затраты направлены на устранение последствий совершенного указанным лицом преступления и напрямую связаны с его виновными действиями.

Своевременное взыскание расходов с лиц, причинивших вред, является задачей руководителей и соответствующих работников учреждений здравоохранения.

При этом руководителю и работникам учреждения здравоохранения следует понимать, что непринятие мер для взыскания указанных расходов является основанием для применения к ним мер материальной и дисциплинарной ответственности.

Если меры по взысканию рассматриваемых расходов не были своевременно предприняты, что привело к утрате возможности взыскать эти расходы в будущем, может быть рассмотрен вопрос о взыскании суммы данных расходов с руководителя и виновных работников учреждения здравоохранения2.

Кроме того, руководителю следует иметь в виду, что в случае неисполнения представления прокурора об устранении нарушений законодательства, связанных с возмещением рассматриваемых расходов, на него может быть наложен административный штраф в размере до 20 базовых величин на основании ст. 23.1 КоАП за неисполнение выраженного в установленной законодательством форме требования, предписания либо представления.

Организуя в учреждении здравоохранения работу по возмещению за счет виновных лиц расходов на лечение потерпевших от преступлений, следует учитывать, что взыскание сумм данных расходов возможно либо на основании исполнительной надписи нотариуса, либо в судебном порядке.

Взыскание суммы расходов
на основании исполнительной надписи нотариуса

Действующее законодательство3 предоставляет право нотариусам совершать исполнительные надписи о взыскании с физических лиц в пользу организаций здравоохранения средств, затраченных на оказание медицинской помощи потерпевшим по рассмотренным уголовным делам. При этом обязательным условием является постановление по делу обвинительного приговора.

В качестве взыскателя определены организации здравоохранения4.

Для совершения исполнительной надписи о взыскании суммы рассматриваемых расходов учреждение здравоохранения представляет нотариусу:

  1. копию приговора суда, вступившего в законную силу, выданную судом либо заверенную взыскателем;
  2. документ о расчете суммы задолженности по возмещению средств, затраченных на оказание медицинской помощи потерпевшему. Данный документ должен быть подписан руководителем учреждения здравоохранения или иным уполномоченным работником и скреплен печатью организации. Вместе с ним представляются документы, подтверждающие право лица его подписывать5.

Организации здравоохранения освобождены от уплаты нотариального тарифа за совершение нотариальных действий в рассматриваемом случае. Обязанность по уплате нотариального тарифа в размере 5 % от суммы взыскиваемой задолженности возлагается на лицо, причинившее вред, и взыскивается с него при исполнении, о чем указывается в тексте исполнительной надписи.

При представлении нотариусу перечисленных документов, оформленных надлежащим образом, нотариус совершает исполнительную надпись, как правило, в день обращения к нему за совершением этого действия6.

Для осуществления взыскания через исполнительную надпись наиболее важным документом является копия приговора суда, вступившего в законную силу. На практике у учреждений здравоохранения возникают трудности с получением данного документа, поскольку законодательство не устанавливает обязанность судов направлять копию вступившего в законную силу приговора учреждениям здравоохранения. 

При наличии приговора суда, вступившего в законную силу, и отсутствии спора возмещение средств, затраченных на лечение потерпевшего, осуществляется только через совершение исполнительной надписи. При данных обстоятельствах суды не принимают к рассмотрению такие требования в порядке искового и приказного производства, ссылаясь на ч. 1 п. 2 Указа № 366.

Взыскание суммы расходов в исковом судопроизводстве

На практике не по всем уголовным делам в отношении виновных лиц постановляются обвинительные приговоры. Уголовное дело в отношении виновного лица может быть прекращено по различным основаниям. Например, в результате малозначительности совершенного преступления, в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности, примирением с потерпевшим, применением амнистии. В данных случаях отсутствуют основания для обращения за исполнительной надписью к нотариусу, а значит, следует применять общий порядок взыскания денежных средств, т.е. обращаться с иском в суд общей юрисдикции на основании ч. 1 ст. 933 ГК и ст. 64 Закона о здравоохранении.

При этом следует учитывать, что общий срок исковой давности составляет три года7.

Заключение

Практика надзорной деятельности прокуратуры позволяет выделить две группы причин, по которым организации здравоохранения не ведут эффективно работу по взысканию с причинителей вреда средств, затраченных на оказание медицинской помощи потерпевшим от преступлений:

  1. ненадлежащая организация данной работы руководителем организации здравоохранения и слабый ведомственный контроль;
  2. определенные трудности получения организациями здравоохранения необходимой информации от правоохранительных органов вследствие несовершенства законодательства.

В первом случае решением будет принятие руководителями мер по надлежащей организации данной работы и усиление ведомственного контроля за ней со стороны органов управления здравоохранением.

Во втором — дополнение соответствующих статей УПК нормами о направлении судом копии приговора, вступившего в законную силу, и органом, вынесшим постановление о прекращении производства по уголовному делу (отмене такого постановления), его копии, учреждениям здравоохранения, понесшим затраты на оказание медицинской помощи потерпевшим от преступлений. 

1 См.: ст. 64 Закона о здравоохранении.

2 Основанием для этого являются нормы ст. 53 ТК, устанавливающие, в частности, обязанности работников добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, принимать меры к предотвращению ущерба, и ст. 400 ТК, устанавливающие условия привлечения к материальной ответственности.

3 См.: п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности» (далее — Указ № 366).

4 См.: абз. 9 подп. 3.7 п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2013 г. № 1145 «Об утверждении нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами и тарифов на услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов» (далее — постановление № 1145).

5 См.: п. 8 перечня документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. № 1737.

6 См.: ст. 61 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. «О нотариате и нотариальной деятельности».

7 См.: ст. 197 ГПК.